Главная » Новости » АМДПР: запреты правительства открывают дорогу зарубежным производителям мебели на российский рынок госзакупок

АМДПР: запреты правительства открывают дорогу зарубежным производителям мебели на российский рынок госзакупок

Согласно новому постановлению правительства РФ, государственным и муниципальным учреждениям можно покупать иностранные товары, только если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. за единицу продукции или 1 млн руб. за группу таких товаров.

Об этом сообщает Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).

Но этот запрет обходится путем дробления, когда крупная закупка делится на определенное количество лотов нужной стоимости. Это открывает иностранным компаниям дорогу на российский рынок госзакупок и ставит под удар отечественных производителей, уверены в АМДПР.

Новый запрет значительно отличается от своего предшественника, постановления №1072. В этот раз постановление правительства РФ №616 от 30.04.2020 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд», подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, вступило в силу 5 мая 2020 г. и действует бессрочно. Документ запрещает российским муниципальным и государственным учреждениям закупать в рамках процедур, регламентированных 44-ФЗ, промышленные товары иностранного происхождения, за исключением стран Евразийского экономического союза — Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана.

В списке промтоваров, попавших под ограничения, 125 наименований, в том числе мебель для офисов и предприятий торговли, кухонная, металлическая и вся деревянная, включая мебель для спален, столовых и гостиных.

«Глобально это важная и своевременная инициатива, реализации которой все мебельщики очень рады, — отметил президент АМДПР Александр Шестаков. — Но, как известно, дьявол кроется в деталях. На самом деле данное постановление ограничивает участие производителей и поставщиков мебели иностранного происхождения лишь в крупных лотах, да и то не всех заказчиков».

Действительно, пункт 3 постановления фактически выводит из-под ограничений закупки недорогих товаров, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. за единицу. Под эту категорию попадают все бюджетные столы, стулья, кровати, тумбы, шкафы, стеллажи. Кроме того, разрешены оптовые закупки таких товаров, если общая стоимость лота не превышает 1 млн руб.

«Это открывает большой простор для реализации разных закупочных схем, например, популярного дробления лотов, когда крупная закупка делится на определенное количество лотов нужной стоимости, — говорит Александр Шестаков. — Любая компания может объявить закупку офисного кресла за 99 тыс. руб. или десяти кресел за 999 тыс. руб. Кроме того, большая часть госзакупок и так проводится на сумму меньше 1 млн руб., то есть иностранные поставщики могут вполне легально участвовать в тендере. Таким образом, именно отечественный средний и мелкий бизнес, который участвовал в некрупных торгах, окажется от них оттесненным. И контракт, оплаченный нашими налогами, поступит в работу иностранному поставщику, например, китайскому. Основной критерий выбора победителя в закупках для государственных и муниципальных нужд — это цена. Российским производителям будет сложно выдержать такой уровень конкуренции, так как, в отличие от своих зарубежных коллег, они не обладают таким высоким уровнем господдержки».

Все это провоцирует появление закупок, аналогичных той, что объявил и провел муниципальный заказчик из Пскова. В начале 2020 г. стало известно, что местная музыкальная школа в рамках госконтракта приобрела итальянские стулья по цене 80—100 тыс. руб. за единицу продукции.

«В этих стульях нет ничего такого, чего бы не мог сделать российский производитель, при этом их цена была бы гораздо ниже», — возмущен Александр Шестаков.

Также пункт 3 постановления №616 выводит из-под запрета закупки определенной категории импортной мебели, осуществляемые целым рядом крупных государственных заказчиков. ФСБ, ФСО, СВР, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управделами президента и Главное управление специальных программ президента могут приобретать мебель иностранного происхождения при условии закупки одной единицы товара по цене не более 2 млн руб.

АМДПР будет добиваться того, чтобы мебельная продукция была исключена из-под действия третьего пункта.

«Мы направили такое предложение в Минпромторг, — заявил Александр Шестаков. — Мы уверены, что применять его к мебели нецелесообразно в принципе, повторений псковской истории со стульями быть вообще не должно. Кроме того, полноценные меры господдержки для мебельной отрасли особенно актуальны в условиях «коронакризиса», когда отечественные предприятия едва выживают, неся огромные убытки и фиксируя падение выручки на 50—100%. В данной ситуации полный запрет госзакупок иностранной мебели мог бы поддержать российских мебельщиков, полностью открыв им доступ к важному каналу сбыта продукции».

Рынок государственного заказа российской мебели действительно является емким. В 2018 г. для бюджетных нужд в рамках госзаказа было закуплено мебели более чем на 14 млрд руб., что составляет около 15% от объема всей мебели, произведенной в России. Действовавший последние два года мораторий на закупку иностранной мебели для госнужд успешно справлялся с задачей запрета бюджетным учреждениям покупать излишне дорогую мебель.

lesprom.com





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*